О
«еврейском засилье»
в
большевистской революции
и
большевистской власти
этно-статистический
обзор
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
Гл. 1. Евреи в Октябрьской революции
Гл. 2. Евреи в законодательной и исполнительной власти Совдепии
Гл. 3. Евреи в Красной Армии
Гл. 4. Евреи в ВЧК
Гл. 5. Евреи в ГПУ и ОГПУ
Гл. 6. Евреи в НКВД СССР
Гл. 7. Евреи в РСДРП(б)-РКП(б)-ВКП(б)
Заключение
ВВЕДЕНИЕ
Есть ложь,
есть наглая ложь,
и есть статистика —
лучшее средство от наглой лжи
(почти Марк Твен)
Прогремевшая в январе 2017 года тирада
вице-спикера Государственной Думы Петра Толстого про «выскочивших из-за черты
оседлости с наганом»[1] вызвала
отклики, давшие понять, что тему антисемитизма в России закрывать рано. И дело
не только в клинических антисемитах, некоторый процент которых в любой европейской
стране, по-видимому, есть такая же несокрушимая константа, как и некоторый
процент сексуальных маньяков. Дело ещё в том, что помимо клинической, «нутряной»
юдофобии существует и юдофобия «наведённая», производная от ложного знания о
евреях вообще и о евреях в истории России в частности. С «нутряными» пусть
разбираются психиатры (ну и правоохранители, разумеется), а вот «наведённых» можно
попробовать лечить и без помощи таблеток и пенитенциарной терапии — средствами
просвещения.
Просвещение никогда не бывает лишним.
Среди откликов на петротолстовский перл попадались и такие, авторы которых, заявляя,
что ничего не имеют против евреев вообще, ставили, что называется, вопрос
ребром: а что, разве не правда, что среди большевистских погромщиков церквей (эта
тема, напомним, и стала триггером «петротолстовства») и вообще среди довоенных коммунистов,
включая палачей из ВЧК-ОГПУ-НКВД, преобладали евреи? Всем же известно, что большевистским
переворотом командовал еврей Троцкий и что он же с помощью своих комиссаров, почти
сплошь евреев, превратил Красную армию в машину подавления народов, пытавшихся противиться
большевикам. Что во всех властных и карательных органах Совдепии вплоть до
сталинской «чистки» конца 30-х годов заправляли евреи и что гонениями на
церковь руководил еврей Ярославский, а уничтожением русского крестьянства — «раскулачиванием»
— еврей Ягода, который со своими соплеменниками и организовал Гулаг.
На вопрос, откуда всё это известно,
тут же любезно отвечали ссылками на гуляющие по Рунету тексты, большинство из
которых не стоит воспроизводить из-за опасения угодить под статью «о
разжигании». Желающие могут сами погуглить — чтение на любителя. Те, кого
нелёгкая никогда не заводила в дремучие заросли юдофобской историографии, немало
удивятся обилию в интернете текстов примерно такого звучания: «Как известно,
95% всех Высших Руководителей "ЧК" и "Гулага" составляли
евреи» (ссылку из упомянутых выше соображений не даём, но текст самый
настоящий, и притом длинный, с большим количеством фамилий и рассуждений — и его
читают).
Но одну популярную ссылку всё же приведём,
и нам за неё ничего не будет. Потому что это ссылка на знаменитый пассаж из знаменитой книги знаменитого Александра Исаевича
Солженицына «Архипелаг ГУЛАГ». Пассаж,
относящийся к строительству Беломорканала:
«Так впору было бы им (заключённым
Беломоро-Балтийского лагеря, будто бы для красоты выкладывавшим камнями берега
канала — А.П.) выложить на откосах канала шесть фамилий — главных подручных у
Сталина и Ягоды, главных надсмотрщиков Беломора, шестерых наёмных убийц,
записав за каждым тысяч по сорок жизней: Семён Фирин. — Матвей Берман. — Нафталий
Френкель. — Лазарь Коган. — Яков Раппопорт. — Сергей Жук. Да приписать сюда,
пожалуй, начальника ВОХРы БелБалтЛага — Бродского. Да куратора канала от ВЦИК —
Сольца. Да всех 37 чекистов, которые
были на канале. Да 36 писателей,
восславивших Беломор»[2].
В разных изданиях — в разных
редакциях «Архипелага» — этот пассаж выглядит немного по-разному: где-то все фамилии
приводятся без имён, где-то «тысяч по сорок» заменено на «тысяч по тридцать», в
последней редакции есть и ещё кое-какие поправки (о них позже). Но во всех
редакциях смысл пассажа неизменен: автор сообщает читателю список главных начальников
и кураторов одного из самых известных лагерей Гулага, и список этот таков, что
и дураку понятно, от кого проистекало у нас всё зло.
Правда, понимание немного
затуманивается концовкой с не названными пофамильно 37 чекистами и 36
писателями. Но что касается чекистов, то главные из них ведь уже указаны, так
что об остальных всё, что надо, несложно и домыслить. А 36 писателей, в своей книге восславившие «трудовую перековку» зэков
БелБалтлага и изобразившие лагерь чуть ли не как санаторий, — это всё же не
палачи, а идеологическая обслуга, так что их можно и скопом. Собственно палачи —
читай выше, от Фирина до Сольца.
Но даже в 70-х годах, когда
возможности для проверки таких сообщений были упрятаны в недоступных архивах, а
моральный авторитет Солженицына казался неоспоримым, возникали вопросы: а
почему именно эти фамилии? Почему Ягода упомянут, а Менжинский забыт? Вряд ли
Солженицын разделял советский миф о Менжинском как о борце исключительно с
диверсантами и шпионами, не причастном к отдельным извращениям, допущенным
пролезшими в ОГПУ вредителями во главе с Ягодой. Тогда в чём дело? Автор
«Архипелага» не знал, что в годы Беломорстроя (ноябрь 1931 — июль 1933) именно
Менжинский возглавлял ОГПУ, а Ягода был у него замом? Да, замом влиятельным
(хотя не всегда и не настолько, как это многим представляется — подробнее об
этом в 5-й главе). И — да, из биографий наследника Дзержинского известно, что
Менжинский в последние годы жизни часто болел, из-за чего в 1929 году на
некоторое время даже отошёл от дел, но с середины 1930 вновь вернулся к
руководству — до середины 1933. Биографы сообщают, что его работа в те годы была
ограничена выполнением лишь «основных и важных обязанностей»[3], но вряд ли надо кому-то объяснять, что выполнение
решений Политбюро о «ликвидации кулачества как класса» и о создании Гулага
определённо входило в число «основных и важных обязанностей» главы ОГПУ.
Напрашивался и такой вопрос: а почему
в число главных злодеев Беломора попал «куратор канала от ВЦИК» Арон Сольц, а его
начальник, председатель ВЦИК Михаил Калинин — не попал? Правда, Исаич тут,
скорее всего, напутал: Сольц не был членом ВЦИК, он был членом президиума ЦКК и
Беломорстрой курировал, видимо, по линии ЦКК[4],
возглавлял которую в те годы Ян Рудзутак. Но это, в конце концов, и не так важно:
Калинин или Рудзутак, но именно начальник курирующего органа несёт главную
ответственность за кураторство, а не его порученец. Наконец, где же здесь Сергей
Киров, властитель Ленинграда? Его фамилия куда как органично смотрелась бы на
откосах канала! Ведь именно Ленинград был тем центром, откуда снабжался и управлялся
Беломорстрой, недаром Киров приезжал на канал вместе со Сталиным и Ворошиловым принимать
стройку.
В 90-е годы, когда архивы приоткрылись,
вопросы умножилось. Почему какой-то начальник ВОХРы Бродский, о котором ничего толком
не известно, занесён Солженицыным в когорту «главных надсмотрщиков» лагеря, а куда
более важные надсмотрщики — сменявшие друг друга начальники БелБалтлага —
упущены? Не упущен только Фирин, но он-то как раз начальствовал в лагере менее
полугода, с 15 января до 2 июля 1933 г.[5]. Не
при нём начиналось строительство канала и не при нём оно завершалось. Начиналось
оно при Эдуарде Сенкевиче[6], продолжалось
при Петре Александрове (этот начальствовал дольше всех[7]) и
при Семёне Фирине, а завершалось уже при Дмитрии Успенском (акт
правительственной комиссии о приёмке канала в эксплуатацию был подписан 27 июля
1933 г.[8]). И
нет свидетельств того, что при еврее Фирине зэки эксплуатировались как-то более
жестоко, чем при поляке Сенкевиче и при русских Александрове и Успенском.
Может, автор «Архипелага» о
начальниках БелБалтлага до и после Фирина не знал? Да нет, должен был знать, хотя
бы от академика Дмитрия Лихачёва, бывшего заключённого Соловков и Беломора, с
которым Солженицын тесно сотрудничал при написании «Архипелага»[9]. Лихачёв
работал на Беломоре бухгалтером с осени 1931 до августа 1932[10], тогда
начальниками лагеря были последовательно Сенкевич и Александров, их личности бухгалтеру
лагеря наверняка были известны, а через него должны были быть известны и
Солженицыну. Как и личность Успенского (о нём чуть позже). Но из всех четырёх Солженицын
отобрал для своего «беломорского списка» лишь Фирина.
Подозрение, что специфика отбора была
продиктована слабостью писателя к «пятому пункту», сам писатель позже (в книге
«Двести лет вместе») с негодованием отверг, объяснив злопыхателям, что позаимствовал
список из напечатанного в «Известиях» 4 августа 1933 г. постановления
ЦИК СССР о награждении работников Беломорстроя орденом Ленина. Портреты
награждённых затем украсили ту самую книгу 36
писателей, и оттуда-де всё и пошло: «И вот, 40 лет спустя, я повторил эти шесть
портретов негодяев в «Архипелаге», — с их же выставки взял, и не выборочно, а
всех управителей, кто был помещён. Боже, какой всемирный гнев поднялся: как я
смел?! Это — антисемитизм!»[11]
Антисемитизм это или не антисемитизм, но объяснение хлипкое.
В книге 36 писателей — не 6, а около 30 портретов. И среди
них, к примеру, есть портрет Филиппа Медведя, ближайшего подручного Кирова в чине
полпреда ОГПУ по Ленинградскому военному округу, куда входила и территория
канала. Медведь был частым гостем на канале, и вот его-то, в отличие от Сольца,
вполне можно отнести к «управителям» Беломора, ибо он не для проформы наведывался
на стройку, а обеспечивал её поставками рабсилы из набираемых в Ленинграде «преступленцев»
(о чём в книге про Беломор рассказано как бы от лица последних, и это, конечно,
надо читать: как товарищ Медведь «поразил нас голосом мягким и задумчивым кроме
своего сочувствия — и мы выехали на Беломорстрой… Мы шли на работу с песнями.
Мы пели в строю, как солдаты, в очень возвышенном духе»)[12].
Солженицын, катком проехавшийся по этому шедевру советской пропагандистской
макулатуры, конечно, молодец. Но как он ухитрился проехать мимо фигуры Медведя?
Допустим, автор «Архипелага» не знал, что Медведь в 1918-19 гг. в качестве
председателя Тульской и Петроградской ЧК и члена Коллегии ВЧК[13] был одним
из героев Красного террора, к тому же ещё и начальником созданного при ВЧК в 1919 г. Управления
лагерями[14].
Допустим, он не знал, что в 1922 г.
этот чекист «с голосом мягким и задумчивым» руководил в Москве зверской кампанией
«изъятия» церковных ценностей (задуманной Лениным с целью спровоцировать
священников и мирян на протест и получить таким образом повод для их массового
преследования и истребления), затем назначался в Минск и в Хабаровск руководить
искоренением контрреволюционной крамолы, а в начале 30-х выкорчёвывал вредительство
в Ленинграде, выслав в Сибирь десятки тысяч питерцев «непролетарского
происхождения»[15]
и обеспечив расстрел более тысячи бывших офицеров-военспецов по сфабрикованному
делу «Весна»[16].
Допустим, ничего этого Солженицын не знал или не считал относящимся к теме
Беломора. Но книгу-то 36 писателей с
описанием заслуг Медведя по обеспечению функционирования беломорской каторги — читал?
Чем же этот знатный и не чужой Беломору чекист оказался для писателя «хуже» Сольца?
Тем, что был белорусом, а не евреем?
В книге 36 писателей есть портреты и других «управителей» стройки, в том
числе и награждённых орденами, но обойденных вниманием автора «Архипелага». Помимо
6 ударников стройки и двух
начальников ОГПУ (Ягоды и Бермана), удостоенных ордена Ленина, ещё 8 человек получили орден Красной Звезды
и 15 — орден Трудового Красного
Знамени[17]. Но
среди этих 23 награждённых («перековавшихся»
инженеров и рабочих-десятников, а также особо важных чекистов) было всего 5 евреев. И Солженицына эти орденоносцы
не заинтересовали.
А зря. Один из кавалеров Красной
Звезды уже упомянутый Дмитрий Успенский впоследствии установил абсолютный рекорд
по Гулагу, побывав за 20 лет беспорочной чекистской службы начальником аж десяти
лагерей[18] (позже
его достижение повторил Михаил Царевский[19], но
превзойти уже никто не смог). На Успенском стоит задержать внимание ещё и
потому, что он-то Солженицыну был как раз особенно хорошо известен — в главе «Архипелага»,
посвящённой Соловецкому лагерю, приведены красочные детали его биографии:
«Этот Успенский имел биографию что
называется типическую, то есть не самую распространённую, но сгущающую
суть эпохи. Он родился сыном священника — и так застала его революция. Что
ожидало его? Анкеты, ограничения, ссылки, преследования. И ведь никак не сотрёшь,
никак себе не изменишь отца. Нет, можно, придумал Успенский: он убил
своего отца и объявил властям, что сделал это из классовой ненависти!
Здоровое чувство, это уже почти и не убийство! Ему дали лёгкий срок — и сразу
пошёл он в лагере по культурно-воспитательной линии, и быстро освободился, и вот
уже мы застаём его вольным начальником КВЧ Соловков»[20].
Правда, как утверждает историк НКВД
Михаил Тумшис, признание Успенского в убийстве своего отца (если это признание вообще
имело место) было ложным: отец его умер, когда ему было 3 года[21]. Но
как бы то ни было, этот культработник, обожавший участвовать в расстрелах и за
то получивший на Соловках кличку «палач-любитель», был затем переброшен на
Беломор — сперва начальником Северного участка строительства, а с начала июля
1933 и начальником всего БелБалтлага. В главе «Архипелага» про Беломорстрой Солженицын
его упоминает, но мельком, только за компанию с Френкелем и Фириным,
комментируя их групповое фото: «Вот остановились они, показал товарищ Френкель
рукой, чмокнул губами товарищ Фирин, ничего не сказал товарищ Успенский
(отцеубийца? соловецкий палач?) — и судьбы тысяч людей решены»[22].
Делая (с помощью вопросительных
знаков) вид, что не уверен, тот ли это Успенский, Солженицын определённо лукавит.
В книге 36 писателей, которую он
тщательно проштудировал и в которой Успенскому отведено немало страниц, чёрным
по белому написано, что «в лагерном деле Успенский не новичок… кое-какой опыт
вывез Успенский из Соловков, где он был одним из начальников»[23]. Правда,
в одном месте там напутано с отчеством: вместо «Дмитрий Владимирович» написано
«Дмитрий Андреевич», но эта ошибка вряд ли могла сбить писателя с толку, ибо тот
же Лихачёв яркой личностью Успенского специально интересовался и даже брал у
него потом интервью[24]. Так
что вопрос об идентичности Успенского решить было несложно, и этот выдающийся
даже по меркам Гулага палач имел все основания занять подобающее место в главе
о Беломоре. Но не занял.
И дело тут, похоже, не в небрежности
Солженицына, а в том, что ему это было не нужно. Как материал для художественного
исследования «сгущённой сути эпохи» этот персонаж был отработан в главе про
Соловки, а в новой главе, «беломорской», решалась, судя по всему, уже иная
исследовательская задача. Какая — нетрудно и догадаться, коль скоро сын
священника со славной русской фамилией Успенский в решение не вписался. По
мнению историка Геннадия Костырченко, бесстрастно проанализировавшего тему
еврейства в сочинениях Солженицына: «главное для Солженицына — это большевистское
грехопадение русских, которое он пытается преуменьшить в собственных глазах,
обвиняя по максимуму евреев»[25].
Нам могут возразить, что мы придираемся:
сказал же Солженицын, что просто взял список награждённых орденом Ленина — и
вот их и заклеймил. Но это неправда. Список тот Солженицын «слегка подправил».
Во-первых, усилил его ещё двумя евреями — Бродским и Сольцем, никакими орденами
не награждёнными. Во-вторых, из двух награждённых орденом Ленина славян, Сергея
Жука и Константина Вержбицкого, оставил в списке лишь заместителя главного инженера
Беломорстроя Жука, изъяв другого заместителя главного инженера — Вержбицкого. Видимо,
решил, что два нееврея в когорте главных палачей — это слишком, для разбавки евреев
хватит и одного. А Жук на роль разбавляющего элемента, конечно, подходил лучше,
так как в последующие годы поработал главным инженером и других важных гулаговских
строек (канала им. Москвы, Куйбышевского гидроузла, Волгодона), благодаря чему дослужился
до званий старшего майора госбезопасности и генерал-майора
инженерно-технической службы, стал Героем Соцтруда, кавалером трёх орденов
Ленина, академиком, лауреатом двух Сталинских премий и обладателем персонального
могильника в кремлёвской стене[26],[27]. У
Вержбицкого таких заслуг не было, отсюда и выбор в пользу Жука.
Но вот какая штука: в более поздних
(уже постсоветских) изданиях «Архипелага» Сергея Жука в списке тоже нет. Вообще
пропал, исчез! Если мы зайдём на официальный сайт Солженицына и заглянем в размещённую
там электронную версию «Архипелага» в последней редакции, то увидим, что главных
надсмотрщиков Беломора, наёмных убийц, уже не шесть, а пять:
«Так впору было бы им выложить на
откосах канала пять фамилий — главных подручных у Сталина и Ягоды, главных
надсмотрщиков Беломора, пятерых наёмных убийц, записав за каждым тысяч по сорок
жизней: Матвей Берман. — Семён Фирин. — Лазарь Коган. — Нафталий Френкель. —
Яков Рапопорт. Да приписать сюда, пожалуй, начальника ВОХРы Бродского. Да
куратора канала от ВЦИК — Сольца…» и т.д.[28].
Как видим, писатель считал свой «беломорский
список» настолько важным в концептуальном плане, что продолжал возвращаться к нему
до последних дней жизни. И в итоге оставил там одних евреев. Только их первую
пятёрку расставил по-другому — с Берманом впереди. Что, конечно, правильно: Берман
главнее Фирина.
«Архипелаг
ГУЛАГ» нельзя назвать антисемитской книгой — хотя бы уже потому, что на её
страницах автор повествует и о деяниях многих палачей-неевреев. Но это не отменяет того факта, что местами
из неё сочатся струйки юдофобии, которые спустя три десятилетия, в книге
«Двести лет вместе», разольются в полноводный поток. В этом последнем труде
Солженицына юдофобская тенденциозность уже зашкаливает, в том числе и по линии
«евреи в ЧК-ОГПУ-НКВД». О приписывании писателем к числу евреев чекистов русского,
латышского, немецкого происхождения, как и о включении им в списки «еврейских управителей»
и вовсе вымышленных лиц, можно прочесть в цитированной выше работе Геннадия Костырченко
или в книге Вадима Абрамова «Евреи в КГБ»[29]. По заключению
Абрамова[30],
все или большинство этих перлов почерпнуты Солженицыным из антисемитских
сочинений конотопского дворянина, а затем эмигрантского писателя Андрея Дикого (Занкевича)[31], хотя
ссылок на них Александр Исаевич благоразумно не даёт.
А о том, сколь предвзято описывал автор
«Двухсот лет вместе» положение евреев в сталинских лагерях и на фронтах ВОВ, можно
узнать, например, из книги Семёна Резника[32]. Но
главное, что роднит последнее сочинение Солженицына с трудами записных юдофобов
— это утомительно длинные перечни еврейских фамилий революционеров, чекистов,
комиссаров и партийных начальников разного ранга. Как будто автору невдомёк,
что начни он перечислять фамилии аналогичных деятелей русского происхождения,
перечни получились бы в разы длиннее. Как опытный литератор, он не мог не знать,
какой эффект в головах не слишком искушённых читателей производят подобные
перечни.
Но «Архипелаг
ГУЛАГ» — это всё-таки не «Двести лет вместе», это одна из лучших книг, когда-либо
написанных в СССР об СССР. Она переведена на десятки языков и заслуженно включена
у нас (пока ещё) в школьную программу. И уже поэтому «беломорский список»
нельзя обходить молчанием. Явившись на свет 40 с лишним лет назад, он с тех пор
широко гуляет по нашей публицистике, в том числе и в качестве справочного
материала[33],
подкрепляя авторитетом нобелевского лауреата главный антисемитский миф в современном
русском изводе, согласно которому в катастрофе, постигшей Россию в ХХ веке, повинны
прежде всего евреи.
Этот миф так массово распространился
и так хорошо укрепился, что стал смущать уже умы и вполне чуждых юдофобии
людей, не исключая евреев. В частности, Леонид Гозман, дав адекватную оценку высказыванию
Петра Толстого, тем не менее согласился: «то, что евреев среди палачей ЧК-НКВД
было непропорционально много — это факт»[34]. И в
связи с этим высказал идею: а не посчитать ли, наконец, сколько всего евреев
служили в карательных органах? С тем намёком, что если факт непропорционально
высокой доли евреев среди палачей ВЧК-ОГПУ-НКВД подтвердится, то не стоит ли
нынешним российским евреям как-то объясниться, если не покаяться, перед своими
согражданами из иных племён и народов?
Эта идея сразу вызвала резкие возражения[35],
оправданные лишь отчасти. Покаяние внуков за дела дедов — это, разумеется, дело
этического выбора. Но Гозман к покаянию и не призывал, а лишь привёл пример с
покаянием немцев послевоенной Германии. Но главное тут — как быть с
«пропорциями»: от чего отталкиваться? От доли разных этнических групп во всём
населении страны или от их доли в том слое пригодных для службы грамотных людей,
которые остались в стране после её очищения от «эксплуататорских классов»? А
может, от доли этносов в городском населении предреволюционной России, в
котором взращивались и набирались революционного духа все руководящие
большевики вместе с чекистами? Этим вопросом мало задаются, а стоило бы.
Но в целом, что касается
«посчитать», — почему бы и нет? Да, когда-то бытовало мнение, что такие
подсчёты — удел антисемитов. Но теперь не так: серьёзные историки уже не
чураются статистики из области «ППП» («пятого пункта палачей»). Стесняться
называть русских русскими, евреев евреями, поляков поляками, кем бы они ни были
и какие бы посты ни занимали, — это уже вышло из моды, и слава богу: избегание каких-то
тем нормальными людьми даёт возможность людям не вполне нормальным безбожно
врать на эти темы, не встречая препятствий.
В последние годы опубликовано немало
книг и статей, профессионально освещающих вопросы этнического состава сталинских
палачей. Но сказать, что всё тут уже хорошо, было бы большим преувеличением. И
потому, что многие архивы ещё закрыты (а иные открыты, но не для всех). И
потому, что подсчитано далеко не всё (преимущественное внимание уделяется 30-м
годам, а 20-е освещены хуже). Но главным образом потому, что и сделанное-то не слишком
активно доводится до широких читающих масс. В то время как антисемиты с массовым
читателем работают как раз очень напористо.
Так что обзор того, что уже
подсчитано, с некоторым добавлением того, что не очень сложно подсчитать и самому,
лишним не будет. Только надо иметь в виду, что тема палачества не может ограничиваться
одними лишь карательными органами: главные вдохновители и организаторы беззаконных
и бесчеловечных репрессий сидели не в ВЧК-ОГПУ-НКВД, а в командовавших ими высших
инстанциях — сперва в ленинском Совнаркоме, потом в сталинском Политбюро. И уж
если считать палачей, поверяя скучной алгеброй статистики упоительную гармонию
антисемитских теорий, то делать это надо по всему спектру организаций и
структур, насаждавших и утверждавших большевизм в России.
Несколько вводных замечаний по
структуре и методике
Обзор состоит из введения,
заключения и семи глав, каждая из которых посвящена рассмотрению этнического
состава (и, соответственно, доли евреев в этом составе) нескольких контингентов
лиц, ответственных за насаждение в довоенные годы советских порядков на
территориях бывшей Российской империи.
1-я глава
отведена революционерам, руководившим подготовкой и совершением Октябрьского
переворота, 2-я глава —
представителям верхов законодательной и исполнительной власти в довоенной Совдепии,
3-я — руководителям РККА, 4-я, 5-я и 6-я главы —
руководителям карательных органов (ВЧК, ГПУ-ОГПУ и НКВД), 7-я — руководителям РСДРП(б)-РКП(б)-ВКП(б).
Ограничение обзора довоенным
периодом объясняется тем, что антисемиты обычно не настаивают на том, что во
время и после ВОВ всё ещё имело место «засилье евреев» во властных структурах
СССР. Правда, некоторые знатоки еврейского вопроса обнаруживают такое засилье в
культурно-бытовой сфере. В развёрнутом виде эта идея выражена устами героя
книги Владимира Солоухина «Последняя ступень»: «К 1953 году власть у
Интернационала была отобрана по всем линиям и во всех инстанциях. Но ниже
власти — в газетах, журналах, телевидении, кино, музыке, театрах, живописи,
здравоохранении, филармониях, Союзе писателей, торговле, педагогике — вся их
укоренившаяся и разветвлённая масса оставалась, по сути, на местах»[36].
Не совсем понятно, почему солоухинский
мыслитель упустил такие важные сферы засилья Интернационала, как
парикмахерские, цирки и научно-исследовательские институты, но в любом случае
проверка обоснованности антисемитских учений на уровнях «ниже власти» находится
за рамками настоящего обзора. Как ни болит душа за урон, нанесённый евреями советской
медицине, музыке и физике, — всего не охватишь.
Основное содержание обзора образуют таблицы этнического
состава разных групп большевистских деятелей. Группы мы назвали «когортами»,
толкуя этот термин не в демографическом, а в более широком социологическом
смысле — как «группу людей, выделенных по какому-то общему признаку»[37].
При этом временные
ограничители, обычно используемые для выделения когорт в социологии, здесь тоже
присутствуют (когорта председателей провинциальных военно-революционных
комитетов периода «триумфального шествия советской власти»; когорта членов РВС
регулярных армий РККА в период Гражданской войны; когорта начальников
региональных отделов ОГПУ «раннесталинистского» периода и т.д.). Но вообще-то
когортой изначально назывался боевой отряд — часть римского легиона, и вот это
исходное значение термина как раз хорошо сопрягается со смыслом когорт, которые
рассматриваются в обзоре.
Статистические подсчёты лишь тогда
чего-то стоят, когда обсчитываемые множества (в данном случае когорты
большевиков) выделены по совокупности чётких критериев, а сами множества-когорты
учтены, насколько это возможно, по максимуму (т.е. за рамками обсчёта не
осталось сколько-нибудь существенной доли лиц, подпадающих под заданные
критерии). Во всех случаях процедурам выделения когорт и их заполнения в тексте
даются обоснования, а уж насколько они убедительны — судить читателю.
В каждой главе приведены несколько
таблиц, каждая из которых отображает этнический состав какой-то когорты. В
таблицах дан перечень нескольких наиболее заметно представленных в когорте
этнических групп («Русские», «Евреи», «Украинцы», «Латыши» и т.д., а также
собирательная группа «Прочие»). Для каждой такой группы указана её
представленность в когорте — в абсолютном выражении (число человек) и в долевом
(% от итога).
Этническая идентификация лиц
определена по совокупности найденных в доступных источниках данных, включающих
два вида маркеров — объективных (характер антропонимов идентифицируемого лица,
т.е. фамилия, имя и отчество, место рождения, родной язык, род занятий
родителей, характер начального образования и т.п.) и субъективных
(самоидентификация лица, зафиксированная в собственноручно или с его слов
заполненных анкетах, наградных листах, в автобиографиях и т.п.). Решающим
маркером принята этническая самоидентификация: кем считал себя имярек в
рассматриваемый момент времени, к какой этнической группе (или, как у нас
принято говорить, «национальности») он себя относил — тем он и являлся. Иногда
для получения такой информации удавалось найти скан анкеты или наградного листа
идентифицируемого лица, но чаще приходилось довольствоваться свидетельствами
историков и авторов биографических словарей, знакомых с его биографией и с
удостоверяющими его национальность анкетами и т.п. документами.
Далеко не во всех источниках
содержится указание на национальность лица — нередко вся информация ограничивается фамилией с инициалами или
даже без таковых. В большинстве случаев этот изъян удаётся устранить с помощью перекрёстного
поиска, но не всегда. Поэтому во многих таблицах присутствует строка «не
идентифицированные» с указанием числа таковых. Известная проблема — включать или не включать не
идентифицированных лиц в базу учёта — в обзоре решена в пользу второго
варианта, т.е. доли этнических групп во всех когортах рассчитаны без учёта не идентифицированных лиц (последние
приведены отдельной строкой и не входят в 100% итога). На результатах расчётов
это отражается в очень малой степени, так как число таких лиц нигде не
достигает и 10% от числа членов когорты, а обычно и того меньше (от 0% до 5%). Понятно,
что доля евреев при таком варианте расчёта оказывается выше той, которая
получилась бы в случае включения в расчёт не идентифицированных лиц. Но это и хорошо:
меньше поводов заподозрить автора в попытке занизить уровень «еврейского
присутствия» в той или иной когорте.
Подавляющее большинство персон
попадают в категорию точно
идентифицированных — таких, сведения о которых достаточно информативны,
чтобы их национальность можно было считать точно установленной. Тем не менее,
пришлось выделить ещё и промежуточную категорию «условно идентифицированных». К ней отнесены лица,
национальность которых ввиду отсутствия субъективных и недостаточности
объективных маркеров точно определить не удалось: то ли русский, то ли украинец;
то ли поляк, то ли белорус; то ли узбек, то ли казах и т.д. В таких случаях национальность
определена как наиболее вероятная — и в этом смысле «условная». Но таких лиц, в
отличие от не идентифицированных, всё же есть смысл включать в базу расчёта
этнического состава соответствующей когорты.
Однако есть очевидный резон и в
том, чтобы «условно идентифицированных» исключать из базы расчёта — чтобы доли
евреев и представителей всех других этнических групп рассчитывались только
среди лиц с точно установленной национальностью. Поэтому в обзоре принят
следующий порядок: если среди членов когорты есть «условно идентифицированные»
лица, то соответствующая таблица делится на две части: в левой части указываются абсолютные и
долевые показатели представленности этнических групп, определённые с учётом «условно идентифицированных»,
а в правой части — те же
показатели, но рассчитанные только среди
точно идентифицированных.
Вопрос о том, был ли некто русским
или украинцем, поляком или литовцем и т.д., к теме «еврейского засилья»,
понятно, прямого отношения не имеет. Иное дело, когда возникает дилемма «еврей
или немец», «еврей или русский» и т.д. Но и тут обзор идёт навстречу бдительным
искателям «еврейского засилья»: во всех случаях, когда есть основание полагать,
что некто, судя по его антропонимам и иным объективным маркерам, мог быть евреем — и при этом нет явно противоречащих этой версии
фактов — предпочтение отдаётся именно «еврейской» версии. Это можно назвать «презумпцией еврейства», и это,
конечно, не лучший способ объективного анализа. Но когда имеешь дело со
страстными адептами какого-то учения, лучше не мелочиться и не давать им повода
цепляться за детали.
Все таблицы, о которых шла речь,
суть обобщённые таблицы. Они
компактны и пригодны для размещения в тексте. Но составлены они на основе базовых таблиц, выполненных в
программе Excel
и содержащих алфавитный перечень персонализированных антропонимов
(фамилий, имён и отчеств либо — в редких случаях — только фамилий с инициалами
или даже без таковых) всех членов когорты с указанием национальности каждой
персоны и с отметкой «1» в отведённом каждой национальности
соответствующем столбце. Единицы суммируются по столбцам (т.е. по
национальностям) и сопровождаются внизу показателями абсолютного числа и
удельного веса (доли в процентах) каждой такой суммы в общем числе
идентифицированных членов когорты.
Для каждой персоны в её строке
даны ссылки на источники, откуда почерпнута информация двух видов:
а) позиционно-идентификационная
— подтверждающая правомерность включения данного лица в данную когорту и
занятия им указанной позиции (или нескольких позиций — наркоматов,
возглавлявшихся данным членом Совнаркома, губернских и областных ЧК,
возглавлявшихся данным чекистом, и т.д.);
б) этнически-идентификационная
— подтверждающая правомерность причисления данного лица к указанной в таблице национальности.
Иногда вся нужная для
идентификации информация обоего вида содержится в какой-то одной статье
биографического справочника, содержащей детальный послужной список персоны и
указание на её национальность — в таких случаях удаётся ограничиться всего
одной ссылкой на источник. Но чаще ссылок бывает больше, так как в одних
источниках может содержаться указание на занятие товарищем лишь какой-то одной
(или нескольких, но не всех) позиций, а в других источниках — указание на
занятие им других позиций, из-за чего одни ссылки приходится дополнять другими.
Кроме того, национальность нередко удаётся определить лишь с помощью комплекса
нескольких взаимодополняющих признаков, которые опять-таки могут содержаться в
разных источниках.
В силу этого многие строки базовых
таблиц оказываются очень длинными, и уже поэтому размещать их в тексте не
представляется возможным. К тому же некоторые когорты состоят из сотен персон,
часто разнесённых по нескольким позициям, ввиду чего к списку членов когорты
приходится добавлять и список всех позиций, а также список всех представленных
в данной когорте национальностей, сопровождаемый показателями их
представленности (этот список, собственно, и кладётся в основу обобщённых
таблиц, размещённых в обзоре). Некоторые листы Excel с базовыми таблицами выглядят из-за этого «простынями»
длиной в сотни строк и шириной в десятки столбцов.
Но читатель, безусловно, должен
иметь возможность пользоваться базовыми таблицами и при желании проверять
корректность подсчётов. Он также должен быть в курсе того, из каких источников
почерпнута информация обоих видов, дабы иметь возможность проверить и её,
пройдясь по ссылкам. Большинство источников представлены в электронном виде, и
выйти на них можно одним кликом. Поэтому все базовые таблицы размещены на Google-диске как приложения к производным от них обобщённым таблицам, и на каждое такое приложение можно, в свою
очередь, выйти по ссылке «Источники», помещённой под каждой обобщённой
таблицей в тексте. Таким образом, содержание обзора представлено на двух
уровнях: на уровне текста с обобщёнными таблицами и на уровне приложений с
базовыми таблицами.
Если в когорте есть этнически не
идентифицированные лица, то в базовой таблице отведённые им строки закрашены
зелёным, а в ячейках, где должна быть указана их национальность, стоит пометка
«н/и» («не идентифицирован»). Если в когорте есть «условно идентифицированные»,
то отведённые им строки закрашены жёлтым, а их национальность помечена знаком
вопроса. Кроме того, в случае присутствия в когорте «условно
идентифицированных» лиц во 2-м листе файла с приложением помещена
базовая таблица расчётов, сделанных без
учёта «условно идентифицированных» членов когорты (этот лист
называется: «Точно идентифицированные»), и результаты расчётов,
сделанных в базовой таблице этого листа, кладутся в основу правой части
соответствующей обобщённой таблицы в тексте (а в основу левой части обобщённой
таблицы кладутся результаты расчёта базовой таблицы, помещённой в 1-м листе
файла). Если же в когорте нет «условно идентифицированных» лиц, то 2-й лист в
файле с приложением отсутствует (кроме некоторых случаев, когда во 2-м, 3-м и
других листах помещены дополнительные таблицы, но об этом в тексте говорится
особо).
Все эти подробности разъясняются
на конкретных примерах и по мере чтения, хочется верить, достаточно легко
усваиваются.
Много места в тексте занимает разбор
спорных (или могущих показаться спорными) случаев идентификации отдельных
персон — и на предмет причисления их к определённой когорте, и на предмет
отнесения их к определённой национальности. Те, кому такие подробности
неинтересны, могут их пропускать. Но они нужны, дабы предупредить обвинения в
подтасовках с целью занизить долю евреев. Мы исходим из принятых в современной
антропологии правил этнической идентификации, признающих основным этническим
определителем осознание человеком своей принадлежности к какой-либо этнической
общности[38].
Причём это осознание — самоидентификация
— со временем может и меняться,
в том числе (хотя и не только) вследствие ассимиляции.
При этом учитывалось то обстоятельство,
что в Советском Союзе 20-х и начала 30-х годов сокрытие евреями своего
еврейства (искажающее их действительную идентификацию) в подавляющем
большинстве случаев не имело для них смысла, так как еврейство тогда не
считалось «пятном на биографии». Ситуация изменилась к концу 30-х годов, причём
не только в отношении евреев, но прежде всего в отношении поляков (уже в 1937 г. попавших
под кампанию тотальной «чистки»), из-за чего в те годы появились случаи недобровольного
(из-за угрозы репрессий) отказа некоторых лиц от их «инородческой» идентичности
в пользу русской (или иной восточнославянской). Другим вариантом недобровольной
(и постольку недостоверной) смены этнической идентичности в те же годы стало «признание»
под давлением следователей некоторых арестованных лиц в том, что они «скрывали
свою настоящую» (ставшую теперь «неблагонадёжной» еврейскую) национальность.
Все такие случаи с персонами,
попавшими в анализируемые когорты, в обзоре рассматриваются и оцениваются на
предмет того, действительно ли изменение их этнической самоидентификации в
конце 30-х годов (в том или ином варианте) следует считать недобровольным — совершённым под угрозой ареста «по
национальному признаку» либо сделанным уже в тюрьме под давлением следователя-«разоблачителя».
Попутно пришлось считаться и с тем,
что многие источники (не только литературные, но и справочные, в частности
электронные, типа Википедии) нередко содержат недостоверную информацию о
национальности некоторых лиц, не подтверждаемую архивными материалами и
опровергаемую другими источниками. Разбору таких случаев также отведено
довольно много места.
Хотя жанр обзора и не обязывает интерпретировать
полученные цифры, без попытки объяснить причины различий в доле евреев для
разных когорт всё же не обошлось. Объяснения подразумевают экскурсы в историю СССР,
в частности, в историю возрождения антисемитизма в годы нэпа и его
использования вождями в политических целях. Разумеется, в таких экскурсах, как
и в построении основанных на них гипотез, использовались работы
профессиональных историков.
В какой мере предложенные выкладки и
рассуждения корректны и основательны — судить читателю.
Автор выражает глубокую признательность и искреннюю благодарность (можно
и наоборот):
— жене Тане, в течение трёх
лет стоически мирившейся с почти полным выпадением из хозяйственно-семейной
жизни своего не в меру увлёкшегося писаниной мужа;
— Дмитрию Борисовичу Орешкину,
взявшему на себя изнурительный труд по
редактированию обзора и морально-психологической поддержке автора;
— Леониду Яковлевичу Гозману,
внимательно прочитавшему рукопись и давшему ряд полезных оценок и предложений
по её улучшению, не все из которых, к сожалению, удалось реализовать;
— Никите Васильевичу Петрову,
несмотря на свою занятость нашедшему время ознакомиться с работой и даже оценить её
как «добротно сделанную», что для автора является наивысшей похвалой.
[2] Александр
Солженицын. Архипелаг ГУЛАГ. — Вермонт - Париж. 1980. Т. 2, ч. 3, гл. 3, стр.
93.
[3] М.А. Тумшис. Щит и меч Советского
Союза. Справочник: краткие биографии руководителей органов государственной
безопасности СССР и союзных республик (декабрь 1922 – декабрь 1991 гг.). —
«Русский фонд содействия образованию и науке», 2016. С. 265.
[20] Александр
Солженицын. Указ. соч. Т. 2, ч. 3, гл. 2, стр. 62.
[21] Тумшис М.А. Дмитрий Успенский:
страницы ненаписанной биографии. — Вестник Ун-та Дм. Пожарского. 2016, №1. С.
211.
[22] Александр
Солженицын. Указ. соч. Т. 2, ч. 3, гл. 3,
с. 86-87.
[25] Геннадий Костырченко. Из-под глыб
века. О второй части книги Александра Солженицына «Двести лет вместе» //Родина,
2003, №7. Электр. версия: http://www.berkovich-zametki.com/Nomer28/Kostyrchenko1.htm
[29] Вадим Абрамов «Евреи в КГБ». — М.:
Изд-во Быстрова, 2006. Электронная версия: https://royallib.com/read/abramov_vadim/evrei_v_kgb.html#0
[32] Семён Резник. Вместе
или врозь? Судьба евреев в России. Заметки на полях дилогии А. И.
Солженицына. Гл. «В
тюремных бушлатах». — Электронная
версия: https://unotices.com/book.php?id=81261&page=139
[33] См., например, статьи Википедии о
Беломорско-Балтийском канале, а также о М. Бермане, Л. Когане, С. Фирине,
Н. Френкеле, Я. Рапопорте, С. Жуке.
Комментариев нет:
Отправить комментарий